Дорога к Храму.ru

 

ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ. 

Как подготовиться к исповеди?

 

 

Заглянем в себя

 

Наблюдая за ходом своих чувств и мыслей, мы быстро убеждаемся, что внутри нас постоянно борются как бы два существа - доброе и злое. И вот, настоящая христианская жизнь начинается в нас лишь тогда когда мы сознательно становимся на сторону доброго существа и стараемся победить злое. Пока мы относимся к нашей внутренней жизни беспечно, пассивно отдаемся своим желаниям и влечениям, каковы бы они ни были, не производя им никакой оценки, до тех пор мы еще не живем христианской жизнью. И только тогда, когда мы болезненно ощутим свои недостатки, когда мы осудим самих себя и захотим обновления тогда только мы вступаем на путь христианской жизни. Иногда человек не обращает внимания на свои недостатки и грехи и долго живет беспечно, а потом придет время, и глаза его откроются. У одних это происходит сразу, а у других очень медленно и с большим трудом. Применим теперь сказанное нами к самим себе. Проследите ряд ваших поступков, намерений, слов. Вот вчера вы тяжко обидели грубым резким словом, оскорбительным подозрением или ядовитою насмешкою вашего ближнего; третьего дня вас все время преследовало и мутило вашу душу какое-нибудь грязное, низкое желание, и вы не только не отгоняли его от себя, но как будто старались даже насладиться им; вам представился случай пожертвовать вашим покоем или удобством, чтобы оказать кому-либо услугу, но вы этого не сделали и т.п. Если вы будете внимательны и добросовестны, то увидите, что ваша жизнь представит целую сеть, целое громадное сплетение таких, то мелких, то крупных недобрых дел, которые образуют значительную часть вашего существования. Если мы не обращаем на это внимания, думаем, что все это так и должно быть, это значит, что мы еще и не начинали христианской жизни. Наша христианская жизнь начнется только тогда, когда мы скажем: Нет, не хочу я, чтобы в душе моей жила такая гадость! Хочу быть чистым, добрым! Хочу быть истинным христианином! Но как только вы решите стать на этот путь, вы сразу же убедитесь в следующем: вы увидите, что борьба со злом в себе самом в высшей степени тяжела, мучительна и изнурительна. Вы увидите, как злы ваши чувства, как ваши недобрые мысли и желания, часто помимо вашей воли, помимо вашего согласия, овладевают вами, толкают вас на те или другие некрасивые поступки. Иногда уже произнесши грубое слово, обидное для кого-то, или сделав дурной поступок, вы тогда только начинаете понимать, что этого не следовало говорить или делать; а до тех пор вы ничего не видели безобразного ни в слове, которое хотели сказать, ни в деле, которое хотели совершить. Вы наминаете чувствовать великую правду слов ап. Павла: "Не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Доброго, которое хочу, не делаю, а злое, которое не хочу, делаю." Но мало того, что вы становитесь игрушкой ваших дурных влечений. Вы чувствуете, что все ваше внутреннее существо оскверняется этими дурными влечениями, туманится мысль, возникают нечистые желания, слабеет воля. Как же, спрашивается, избавиться человеку от всей этой грязи? Как выбросить ее из себя? Неужели так с нею и оставаться. Бывает иногда, что поделишься с кем-либо своей печалью и почувствуешь себя облегченным. Но этим способом мы только разделяем свою печаль с другими, а не освобождаемся от нее совершенно. Необходимо другое, более верное средство спасения. Известный духовный писатель, епископ Феофан, рассказывает следующее: "Был юноша, глубоко печалившийся о том, что он своими многочисленными грехами осквернил свою душу. От печали он заснул. И вот, ему снится, будто с неба слетел ангел, который острым ножом рассек ему грудь, вынул сердце, разрезал его на части, удалил из него все испорченное и гнилое, вложил его осторожно на прежнее место, залечив потом и самую рану. Юноша проснулся и почувствовал себя чистым от грехов своих. Не правда ли, как хорошо было бы и нам испытать на себе иногда подобное целительное действие светоносного ангела!" И такой ангел нам подается. Это - благодать Св. Духа в таинстве исповеди. Мы знаем, что Иисус Христос принес на землю святую жизнь. Эта святая жизнь, при посредстве Церкви и св. Таинств, сообщается людям. Исповедь есть таинство святого покаяния. Она установлена для того, чтобы через нее мы очищались от всей своей греховной скверны. Исповедь - это не просто существующий обычай, который надо слепо исполнять, а это есть чрезвычайно важное и необходимое средство нравственного оздоровления и исправления, отвечающее самым необходимым требованиям нашей нравственной природы. Уклоняться от исповеди это все равно, как, страдая какой-нибудь телесной болезнью и зная верное от нее лекарство, по небрежности или лени не пользоваться этим лекарством и, таким образом, запускать свою болезнь.

 

Настрой на исповедь

 

Как надо исповедоваться? Исповедуйся, словно это твой предсмертный час. Исповедуйся, словно это последний раз, когда на земле ты сможешь принести покаяние, прежде чем вступить в вечность и стать перед Божиим судом, словно это - последнее мгновение, когда ты можешь сбросить с плеч бремя долгой жизни неправды и греха, чтобы войти свободным в Царство Божие. Во-первых, каждая исповедь должна быть предельно личной, моей, не какой-то общей, а моей собственной, потому что решается ведь моя собственная судьба. И поэтому, как бы несовершенен ни был мой суд над самим собой, с него надо начать; надо начать, поставив себе вопрос: чего я стыжусь в своей жизни? Что я хочу укрыть от лица Божия и что я хочу укрыть от суда собственной совести, чего я боюсь? И этот вопрос не всегда легко решить, потому что мы так часто привыкли прятаться от собственного справедливого суда, что когда мы заглядываем в себя с надеждой и намерением найти о себе правду, нам это чрезвычайно трудно; но с этого надо начать. И если бы мы на исповедь не принесли ничего другого, то это уже была бы правдивая исповедь, моя, собственная. Если человек может прийти на исповедь и сказать: "Не знаю, что говорить", это значит, что человек никогда не задумывался над тем, чем он мог бы (а, следовательно, должен бы) быть, а только сравнивает себя со вчерашним днем или с другими людьми, которые так же плохи, как и он сам. Божий суд не заключается в том, чтобы Господь измерял наши добродетели, чтобы Он расценивал нашу искушенность в предметах веры. Мы знаем, что мы не всегда приносим радость и мир, правду и добро в судьбу людей; стоит окинуть взором ряд наших самых близких знакомых, людей, которые нас так или этак встречают, и делается ясным, какова наша жизнь: скольких я ранил, скольких обошел, скольких обидел, скольких так или иначе соблазнил. И вот новый суд стоит перед нами, потому что Господь нас предупреждает: то, что мы сделали одному из малых сих, то есть одному из людей, братий Его меньших, то мы сделали Ему. И, наконец, мы можем обратиться к суду евангельскому и поставить себе вопрос: как судил бы о нас Спаситель, если бы Он посмотрел - как Он на самом деле и делает - на нашу жизнь? Последний суд над совестью нашей принадлежит не нам, принадлежит не людям, а Богу; и Его суд нам ясен в Евангелии - только редко умеем мы к нему вдумчиво и просто относиться. Поставьте себе эти вопросы, и вы увидите, что исповедь ваша будет уже серьезная и вдумчивая. Когда мы придем на исповедь, нам должен быть ясен не только суд нашей совести, не только суд людской, но и суд Божий. Но ясен не только как ужас, не только как осуждение, но как явление целого пути и всех возможностей, которые в нас есть: возможность стать в каждое мгновение и быть все время теми просветленными, озаренными, ликующими духом людьми, какими мы бываем иногда, и возможность победить в себе, ради Христа, ради Бога, ради людей, ради собственного нашего спасения то, что в нас чуждо Богу, то, что мертво, то, чему не будет пути в Царство Небесное.

 

Постепенное очищение души

 

Исповедь и постепенное очищение души должны происходить так, как происходят археологические раскопки. В каком-то месте - мы знаем - был город. Собираются люди, начинают снимать первый слой земли, и открывается вершина какого-нибудь здания: либо храма, либо капища, либо дома. В этот момент уже что-то видно. Дальше, по мере того как мы будем расчищать эту площадь от земли и разных наслоений, будет все больше и больше открываться, и каждый раз мы будет познавать больше. Так же и с исповедью. Мы должны начать с того, чтобы всмотреться хорошенько, вдуматься хорошенько в тот слой нашей души, который мы уже понимаем, о котором мы уже имеем ясное представление, и его представить Богу в покаянии и в благодарении. Затем, конечно, после того как этот слой очищен, открывается следующий. И так далее, до самых глубин души. Ожидать от человека, что он может исповедать глубинные грехи, о которых он еще не имеет понятия в своем духовном опыте... бессмысленно.

 

Список грехов

 

В наши дни вседозволенности издано много брошюр типа "Чинопоследование исповеди", "Таинство Покаяния" и тому подобных. Многие изданы без нашего благословения, хотя на первой странице и напечатано: "По благословению Святейшего Патриарха Алексия". В них можно встретить вопросы духовника или образец исповеди во всех грехах, начиная от помыслов и оканчивая уголовными преступлениями. Один пример для иллюстрации качества некоторых из этих брошюр. Можно, например, встретить упоминание о таком грехе, неизвестно, правда, против какой заповеди: "Тратила много времени на ненужную стирку белья". И это предлагается для подготовки к исповеди мирскому человеку, женщине, хозяйке?! Что же - бездельничать и ходить в грязи, это будет христианский образ жизни? Не у всех ведь есть сегодня возможность приобрести импортные автоматические стиральные машины. Читал ли составитель этой брошюры слова Апостола Павла: Кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного (1 Тим. 5:8)?

 

* * * Вопрос: По рукам православных верующих ходят брошюры, составленные как бы в помощь исповедующимся и содержащие перечень грехов. Среди упоминаемых там грехов (их может быть до двух тысяч) всевозможные извращения, о которых иные православные верующие даже и слыхом не слыхали. Насколько полезны или вредны подобного рода пособия?

        Ответ: Я со всей определенностью и убеждением скажу, что подобные пособия вредны. Они должны бы быть запрещены, отняты у тех, у кого они есть, и совершенно иной подход должен быть предложен для подготовки к исповеди. Первым делом я скажу, что никто не может прочесть две тысячи названий грехов и быть в состоянии себя определить среди них. Некоторые люди, приезжающие из России, приходят ко мне на исповедь со списками и начинают вычитывать. И каждый раз я их останавливаю и спрашиваю: "А вы знаете, что значит этот грех?" - "Нет, но он числится в списках, и так как я грешный человек, я его упоминаю"... Это не исповедь, это не только извращение, но оскорбление самого понятия исповеди, унижение исповеди. Человек должен исповедовать свои грехи, это первое; он должен быть научен постепенно с большей тонкостью понимать свои душевные состояния, оценивать свои поступки и их исповедовать. Но исповедовать грехи, которые когда-то были просто записаны досужими монахами и вошли в списки, совершенно бессмысленно, это ничему людей не учит. Как принцип, человек должен научиться исповедовать свои грехи, а свои грехи - это те, которые он сознает как таковые. Позже, когда он повзрослеет духовно, он найдет в себе еще другие грехи и основания исповедовать их. Поэтому мой совет был бы таков; чтобы человек стал перед свой совестью, перед лицом Божиим, перед судом своих друзей и знакомых, и поставил себе вопрос: что во мне недостойно ни меня самого, ни Бога, Которого я исповедую, ни общины, к которой я принадлежу, ни людей, которые меня считают своим другом? Человек должен все это продумать и знать: вот в этом я согрешил против самого себя, против тех людей, которые меня любят, против Бога, Который Свою жизнь отдал за меня, против Церкви, которую я уродую своими грехами, своей принадлежностью ей. И в этом смысле исповедь должна быть совершенно личная. Она неминуемо будет неполная, но она будет реальная. Она будет неполная в том смысле, что другой человек, более духовно зрелый или лучше наученный или более опытный найдет в себе, может быть, и другие грехи, но в данную минуту тот человек, который исповедуется, должен исповедовать свои собственные грехи. Второе, что я хотел бы сказать: часто духовники советуют читать Евангелие или Послания, или даже Ветхий Завет и отмечать все те указания на греховность, которые там есть, и ставить перед собой вопрос: греховен ли я в этом или нет? И делая это, люди проходят мимо самых светлых моментов в Священном Писании. Мой совет им бывает и остается таким: когда читаешь Священное Писание, отмечай все те изречения Спасителя, все указания Апостолов, все места в псалмах, на которые ты отзываешься или с радостью, или с болью. С радостью в том смысле: Боже, как это прекрасно! Вот каким я хочу быть!.. - или с горем: Да, я это понимаю, это дошло до моей души, и - увы! - я не таков... Вот если отметить те места, в которых наша душа узнает самое прекрасное, что Бог ей открывает о ней самой, и то, что открывается ей о греховности, тогда человек может исповедовать реальные грехи. Реальные грехи, относящиеся к тому, что вы в себе нашли созвучного в Евангелии, заключаются в том, что я это понимаю умом, я это воспринял сердцем, меня это взволновало до глубин души - и я так не поступаю. В этом я не только нарушаю заповедь, объективную заповедь Божию, но я поступаю против того, что уже во мне созрело, против того, что я уже познал об истине духовной жизни и жизни с Богом. Вот это и надо исповедовать. Также когда нас что-то поражает: ах, мне в голову не приходило, что это греховно, а я это делаю, или я об этом мечтаю, да, я понимаю теперь, что это грех, и я исповедую это. Вот в чем начало исповеди. Потом можно искать в наставлениях Отцов Церкви или у духовника каких-нибудь других указаний, но исповедь должна быть всегда моя собственная. И нужно помнить, что ни одна исповедь не может быть исчерпывающей. Думать, что человек может исповедать все, что в нем есть, иллюзия, потому что человек может исповедать только то, что он видит, а мы все полуслепые в этом отношении. Ожидать от человека, что он может исповедать глубинные грехи, о которых он еще не имеет понятия в своем духовном опыте, потому только, что они значатся в списке, бессмысленно. Конечно, всякий из нас может сказать: Отцы Церкви говорят, что то или другое греховно; ну, значит, я грешен, потому что я даже понятия не имел о том, что это нехорошо... Но не в этом дело. На исповеди человек должен предстоять перед Богом во всей своей правде, а не в чужой правде. И поэтому такие списки только вредны. А когда в этих списках еще значатся половые извращения, то рекомендовать подобные списки - просто преступление, свершаемое так называемым "духовником" против человека; потому что мы все знаем, как мысль вкрадывается в нас через слух, через зрение и как постепенно эта мысль охватывает наше воображение, как постепенно мы начинаем интересоваться этой мыслью и впадаем в искушение. Я помню одного человека, - это было много лет тому назад, - которому священник дал список грехов, и этот циничный, неверующий человек вернул список со словами: "С каким интересом я этот список прочел! Мне в голову все это не приходило. Как это было интересно, как любопытно, и как я буду над этим думать и играть воображением!" Этого ли вы хотите, когда даете человеку список грехов? Можете ли вы с уверенностью сказать, что он его воспримет именно с покаянным чувством? Нет, не можете. Поэтому берегитесь этого.

митрополит Антоний Сурожский

 

Исповедь по записке

 

Некоторые верующие, готовясь к исповеди, делают записи. Этот обычай, полезный сам по себе, при неправильном понимании смысла исповеди имеет отрицательное воздействие на душу кающегося. При подходе, требующем "рассказать все до мельчайших подробностей", у верующего вырабатывается отношение к исповеди как к рапорту перед Богом о допущенных грехах. На исповеди таких людей хорошо прослеживается желание зачитать все как можно быстрее (по недостатку времени) и полнее, чтобы что-то не упустить, иногда без всякого покаянного чувства. После исповеди такие люди часто подходят вновь и неоднократно, говоря, что забыли такой-то грех. При этом, как правило, они просят священника разорвать или сжечь запись, считая это действие чуть ли не главным тайносовершительным моментом всей исповеди. Кающемуся важно помнить,что грех исповедуется перед Богом, что самому священнику это знать неинтересно, а если и нужно, то только для свидетельства и для духовного совета, способствующего исцелению от болезни греха. Исповедь - не отчет перед Богом, а тем более перед духовником о совершенных грехах, а запись - лишь памятка для самого исповедующегося. . Главное на исповеди - не слова, а осознание своей греховности, отпадения от Бога через грех, желание вернуться к Нему и не повторять ошибок прошлого. Следует сосредотачивать внимание не столько на прощении грехов, сколько на благодати для борьбы с грехом, подаваемой в этом Таинстве, и на ответственности за получаемую благодать: "От сих отныне должен еси блюстися, понеже вторым крещением крещаешися".

 

Как не надо

 

Как часто бывает подобное в нашей жизни! Человек хочет получить милость Божию, лишь формально исполнив ряд условий. Три дня попостился, вычитал каноны, исповедался – и он готов к принятию Святых Христовых Таин... Один раз ко мне на исповедь пришел человек с пятью-шестью листами мелкого компьютерного текста. Посмотрев напечатанное, я спросил принесшего их: “Вы сами это готовили?” – “Нет, мне помогали сотрудники”. Эта “исповедь” готовилась так: взяли поучения Оптинских старцев, другие книги святых отцов, выбрали оттуда подходящее, просуммировали, обработали – и “исповедь” готова. Человек, всю жизнь занимавшийся литературными компиляциями, даже не подумал о том, что подход к Богу должен быть иным. Поучителен и “пост” этого человека. Будучи моим знакомым, он позвонил мне с предложением вместе “попоститься” – у него очень уж замечательный стол. Каких там только яств нет! Меня это вначале насторожило, потом заинтересовало. Я принял приглашение и приехал. Застолье было действительно великолепным. Все постное – но это было более чем изобилие. Три дня поста для моего знакомого прошли прекрасно. Все необходимое и важное для этих целей он прочитал и записал на магнитофон, чтобы в любых жизненных ситуациях можно было без труда найти нужное и прослушать. После такого “поста” он причастился и очень довольный отправился домой, ожидая Божией милости. Через неделю у него появились серьезные претензии: “У меня ничего не изменилось, хотя я все выполнил. Где я мог допустить ошибку?” Мой знакомый сильно огорчился – и поникло лице его.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".